Какой врач лечит расстройства расстройства аутистического спектра

Какой врач лечит расстройства расстройства аутистического спектра
Автор:

Лечение в ведущих медицинских центрах СПб
Операции, протезирование и терапия в ведщих научно-исследовательских центрах СПб: НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова, Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова, НМИЦ им. В. А. Алмазова, СЗГМУ имени И. И. Мечникова, .

Бесплатный телефон по России: +7(800)600-85-16

Расстройство аутистического спектра — это состояние, связанное с развитием мозга, негативно влияющее на восприятие информации и общение. Расстройство также включает ограниченные и повторяющиеся модели поведения. Расстройство аутистического спектра включает в себя группу состояний, которые ранее диагностировались отдельно — аутизм, синдром Аспергера, детское дезинтегративное расстройство и неуточненная форма первазивного расстройства развития. Некоторые медицинские практики до сих пор используют термин «синдром Аспергера», который обычно считается легкой формой расстройства аутистического спектра. Патология начинает проявляться в раннем детстве и в конечном итоге вызывает проблемы с коммуникацией в обществе. Часто дети проявляют симптомы аутизма в течение первого года жизни. Небольшой процент детей развивается нормально в первый год жизни, а затем проходит период регрессии в возрасте от 18 до 24 месяцев, сопровождающийся симптомами аутизма. Медицинского препарата от расстройства аутистического спектра не существует, но эффективные комплексные методики психокоррекции на ранних стадиях могут дать хороший терапевтический эффект.

Симптомы расстройства аутистического спектра

У некоторых детей в раннем младенчестве проявляются признаки расстройства аутистического спектра, такие как снижение зрительного контакта, отсутствие реакции на свое имя или апатия. Другие дети могут нормально развиваться в течение первых нескольких месяцев или лет жизни, но затем внезапно становятся замкнутыми, агрессивными или теряют уже приобретенные языковые навыки. Признаки обычно видны в возрасте 2 лет.

Каждый ребенок с расстройством аутистического спектра, скорее всего, будет иметь уникальную модель поведения.

Некоторые дети с расстройством аутистического спектра испытывают трудности в обучении, а у некоторых наблюдаются признаки интеллекта ниже адекватной нормы. У других детей с этим расстройством вполне нормальный интеллект — они быстро учатся, но им трудно общаться, применять приобретенные навыки в повседневной жизни и приспосабливаться к социальным ситуациям.

Из-за уникального сочетания симптомов у каждого ребенка иногда трудно определить степень тяжести аутистического расстройства. Как правило, степень зависит от уровня нарушений и того, как они влияют на способность функционировать.

Ниже приведены некоторые общие признаки, проявляемые людьми с расстройствами аутистического спектра:

Социальная коммуникация и взаимодействие. У пациентов с расстройством аутистического спектра могут быть проблемы с социальным взаимодействием и коммуникативными навыками, включая любой из следующих признаков:

  • пациент не отзывается на свое имя, иногда создается впечатление, что пациент частично или полностью потерял слух
  • ребенок может сопротивляться объятиям и, кажется, предпочитает играть в одиночестве, уходя в свой внутренний мир
  • дети с расстройством имеют плохой зрительный контакт и отсутствующее выражение лица
  • задержка речи, потеря коммуникативных навыков
  • ребенок начинает разговор только для запросов, маркируя запрос одни-двумя словами
  • ненормальный тон или ритм голоса: напевный голос или роботоподобная речь
  • повторение слов или фраз дословно без понимания их смысла и вариантов использования
  • ребенок не понимает простых вопросов или указаний
  • отсутствие эмоций или чувств, а также отсутствие сопереживания
  • неадекватный подход к социальному взаимодействию, пассивность или агрессивность
  • трудное распознавание невербальных сигналов, таких как интерпретация выражений лица, поз или тона голоса других людей.

Модели поведения. У ребенка или взрослого с расстройством аутистического спектра могут быть ограниченные, повторяющиеся модели поведения, интересов или деятельности, включая любой из следующих признаков:

  • выполнение повторяющихся движений, таких как раскачивание, вращение корпуса или взмахи руками
  • выполнение действий, которые могут причинить вред себе, таких как укусы или удары головой
  • выработка повторяющихся длительных действий, впадение в беспокойное состояние при малейших изменениях
  • проблемы с координацией или странные модели движений, такие как неуклюжесть или ходьба на носочках
  • отсутствие понимания общего назначения или функции предметов
  • необычная чувствительность к свету, звуку или прикосновению, редкая безразличность к боли или температуре
  • отсутствие фантазии и воображения
  • фокусировка объекте или деятельности с ненормальной интенсивностью
  • определенные пищевые предпочтения, такие как употребление в пищу только нескольких продуктов или отказ от продуктов с определенной текстурой.

По мере взросления некоторые дети с расстройствами аутистического спектра становятся более активными и проявляют меньше нарушений поведения. Некоторые, обычно с наименее серьезными проблемами, в конечном итоге могут вести нормальную или почти нормальную жизнь. Но есть процент пациентов, которые не перестают испытывать трудности с речью или социальными навыками в детстве, а в подростковом возрасте приобретают серьезные поведенческие и эмоциональные проблемы.

Какой врач диагностирует и лечит расстройства аутистического спектра

Дети развиваются каждый в своем собственном темпе, для которого установлены конкретные нормы. У детей с расстройствами аутистического спектра обычно проявляются некоторые признаки задержки развития в возрасте до 2 лет.

Если возникает беспокойство по поводу развития ребенка или подозревается наличие расстройства аутистического спектра, то следует обратиться к детскому психотерапевту. Симптомы, связанные с расстройством, также могут быть связаны с другими нарушениями развития.

Признаки расстройства аутистического спектра часто проявляются на ранних стадиях развития, когда наблюдаются явные задержки в языковых навыках и социальных взаимодействиях. Врач может порекомендовать тесты на развитие и определить наличие задержки в когнитивных, языковых и социальных навыках, если ребенок:

  • не отвечает улыбкой или счастливым выражением лица к 6 месяцам
  • не имитирует звуки или мимику к 9 месяцам
  • не лепечет длинными звуковыми сочетаниями к 12 месяцам
  • не жестикулирует — например, указывает или машет рукой — к 14 месяцам
  • не говорит ни слова к 16 месяцам
  • не играет «понарошку» и не притворяется к 18 месяцам
  • не произносит фразы из двух слов к 24 месяцам
  • теряет языковые или социальные навыки в любом возрасте.

Причины расстройства аутистического спектра

Расстройство аутистического спектра не имеет какой-либо одной известной причины. Причины носят комплексный характер, кроме того, роль играют генетика и окружающая среда:

  • генетика. Несколько различных генов вовлечены в расстройство аутистического спектра. У некоторых детей расстройство может быть связано с генетическим заболеванием, таким как синдром Ретта или синдром ломкой Х-хромосомы. У других детей генетические изменения (мутации) могут увеличить риск расстройства аутистического спектра. Другие гены могут влиять на развитие мозга или на то, как клетки мозга взаимодействуют друг с другом, или определяют тяжесть симптомов. Некоторые генетические мутации передаются по наследству, в то время как другие возникают спонтанно
  • факторы окружающей среды. В настоящее время исследователи изучают, играют ли такие факторы, как вирусные инфекции, лекарства или осложнения во время беременности роль в возникновении расстройства аутистического спектра.

Нет связи между вакцинами и расстройством аутистического спектра.

Одно из самых больших противоречий в отношении расстройств аутистического спектра сосредоточено в вопросе - существует ли связь между расстройством и детскими вакцинами. На данный момент ни одно надежное исследование не показало связи между расстройством аутистического спектра и какими-либо вакцинами.

Отказ от детских прививок может подвергнуть ребенка опасности заражения и распространения серьезных заболеваний, включая коклюш, корь или эпидемический паротит.

Факторы риска

Расстройство аутистического спектра поражает детей всех рас и национальностей, но определенные факторы повышают риск:

  • пол ребенка. Вероятность развития расстройства аутистического спектра у мальчиков примерно в четыре раза выше, чем у девочек
  • семейный анамнез. Семьи, в которых есть один ребенок с расстройством аутистического спектра, имеют повышенный риск рождения еще одного ребенка с этим расстройством. Также нередко родители или родственники ребенка с расстройством аутистического спектра сами имеют незначительные проблемы с социальными или коммуникативными навыками;
  • другие расстройства. Дети с определенными заболеваниями имеют более высокий риск расстройства аутистического спектра: синдром ломкой Х-хромосомы, наследственное заболевание, вызывающее интеллектуальные проблемы; туберозный склероз, состояние, при котором в головном мозге развиваются доброкачественные опухоли; и синдром Ретта, генетическое заболевание, которое вызывает замедление роста головы, умственную отсталость и потерю целенаправленного использования рук; крайняя недоношенность плода.
  • дети, рожденные до 26 недель беременности, могут иметь больший риск возникновения расстройства аутистического спектра.

Осложнения

Проблемы с социальными взаимодействиями, общением и поведением могут привести к:

  • проблемам с успешным обучением и дальнейшим трудоустройством;
  • неспособности жить самостоятельно;
  • социальной изоляции и стрессам виктимизации и издевательствам со стороны сверстников.

Как врач ставит диагноз расстройство аутистического спектра

Психотерапевт в первую очередь будет искать признаки задержки развития. Для исключения неврологических заболеваний врач даст направление на консультацию невролога. Невролог может назначит дополнительное исследования - МРТ головного мозга, чтобы исключить опухолевые образования и другие неврологические заболевания как причину изменения поведения.

Поскольку расстройства аутистического спектра сильно различаются по симптомам и степени тяжести, постановка диагноза может быть затруднена. Специального медицинского теста для определения расстройства не существует. Вместо этого реализуются следующие методики:

  • наблюдение за ребенком в области социального взаимодействия, приобретения коммуникативных навыков, поведения и прогресса в развитии; тесты, охватывающие слух, речь, язык, уровень развития, а также социальные и поведенческие проблемы;
  • оценка производительности социального и коммуникативного взаимодействия ребенка;
  • генетическое тестирование для выявления у ребенка генетических заболеваний, таких как синдром Ретта или синдром ломкой Х-хромосомы.

Быстрый поиск медицинской услуги
На карте
Акции
Позвонить
Поиск